Или ты имеешь деньги,
или они - тебя
Дополнительно >> Франчайзинг и сетевой маркетинг

Франчайзинг и сетевой маркетинг

Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (брэндинг). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Франшиза - это полная бизнес-система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору.

Многоуровневый сетевой маркетинг - разновидность франчайзинга. Отличается тем, что франчайзор, продает не свой товар, а товар или услуги независимого поставщика. Еще одно отличие, заключается в том, что франчайзи которого здесь именуют дистрибьютором или бизнес-партнером, все права на использование франшизы получает бесплатно от франчайзора, которого в данном случае называют "спонсором". Спонсором от англ. "sponsor" (поручитель - русск.) - он дает рекомендацию-поручительство вновь вступающему в бизнес партнеру. Но, что интересно, роль спонсора совпадает и с семантикой русского слова "спонсор" - ведь он передает готовый бизнес, и, как правило, помогает наладить его своими советами и практическими действиями. Спонсор и привлеченный им дистрибьютор считаются бизнес-партнерами.

В данном виде франчайзинга строятся потребительские (сбытовые) сети. Cодержанием франшизы в данном случае явлются правила и методы создания потребительско-сбытовой сети. В сетевом маркетинге отношения спонсора и его дистрибьюторов неформальные и документально никак не регламентируются. Отношения между дистрибьютором и сопонсором поддерживаются на чисто экономической заинтересованности сторон. Спонсор, как более опытный участник стремится передать свой опыт, так как его заработок напрямую связан с объемом реализации товаров и услуг в сети в целом, поэтому чем выше квалификация партнеров, тем выше их общий заработок. Вновь рекрутируемый стремится, естественно, получить от спонсора знания и сформировать свои навыки ведения бизнеса. Такие взаимоотношения экономически значительно более эффективны, чем любые договорные, и, что важно, естественным образом подталкивают стороны к взаимному уважению друг друга и к поддержке, так как при отрицательном к себе отношении любая из сторон может пректатить эти отношения без каких-либо формальностей.

Несложно понять, что, в принципе, здесь каждый бизнес-партнер одновременно является и франчайзи и франчайзором, это значит, что каждый вправе изменить франшизу по своему усмотрению, что может как улучшить бизнес (что случается редко, если система ведения бизнеса хорошо отработана и эффективна), так и ухудшить (что случается чаще) и даже разрушить бизнес данного бизнес-партнера.

Формально-договорные отношения в сетевом многоуровневом маркетинге выстраиваются между поставщиком услуг и каждым из участников сети.
Поставщик принимает на себя, как правило, следующие обязательства:
  • регистрировать новых потребителей услуг только по рекомендации ранее зарегистрированных участников сети, выполнивших оговоренные условия и получивших право самостоятельного строительства собственной сети и имеющих статус дистрибьютора или бизнес-партнера;
  • вести реестр регистрирации потребителей и/или дистрибьюторов (бизнес партнеров) с указанием по чьей рекомендации был привлечен новый участник сети (кем был спонсирован);
  • выплачивать вознаграждение по согласованной схеме, которая обычно называтея планом компенсаций или маркетинговым планом, каждому бизнес-партнеру (дистрибьютору) за произведенный товарооборот как им лично, так и за товарооборот привлеченных по его рекомендации участников сети. В сеть каждого бизнес-партнера могут включаться как привлеченные им лично бизнес-партнеры, так и привлеченные его бизннес-партнерами по оговоренной схеме.
Дистрибьюторы (бизнес-патнеры) берут на себя обязательства по продаже товаров или услуг поставщика, иногда принимают некоторые иные обязательства, например выполнять определенный минимум продаж в определенный промежуток времени и другие.

Следует отметить еще одно, весьма принципиальное, отличие сетевого маркетинга от франчайзинга. Это "некрикливость", незаметность первого: здесь в принципе не нужна ни реклама ни торговые марки и брэнды, которые и составляют одну из основополагающих частей классического франчайзинга, и на что тратятся огромные средства, за которые платит, в конечном итоге, потребитель. В сетевом маркетинге отсутствие этой статьирасходов приводит к снижению цены товаров и услуг, с одной стороны, и к повышению заработков дистрибьюторов, с другой. Эта незаметность приводит к тому, что люди, далекие от сетевого маркетинга просто не верят в него, что он существует: и как поверишь, нет шумной рекламы, огромных щитов, который, скажем встретил советника американского Президента даже в Новой Зеландии(!) - "вы в Вы в 14211 милях от Нью-Йорк Сити. Возьмите с собой жареную курицу полковника Сандерса из Кентукки!"

© Copyright 2004 - 2009 "Работа и бизнес идеи: Ваш заработок и Ваши деньги - Интернет!".
Все авторские права защищены законом. Использование материалов можно ТОЛЬКО с использованием ссылки на сайт.

Business Key Top Sites WEbMaster Rating Яндекс.Метрика