Или ты имеешь деньги,
или они - тебя
Дополнительно >> Роль образования

Успех и образование

Кто чаще добивается успеха

Почти все крупнейшие состояния прошлого века были созданы либо "неучами", либо "недоучками".
- Мультимиллионер Эндрю Карнеги за свою жизнь окончил два класса и начинал подручным сталевара,
- основатель "General Electric" Томас Эдисон вообще учился три месяца,
- Аристотель Онасис, бежал 16-летним юнцом из Европы в Аргентину, имея в кармане 100$, начинал там портовым грузчиком.
- Несостоявшийся адвокат Билл Гейтс отчислен за прогулы и неуспеваемость на третьем курсе, не окончил университета и его дружок, Пол Ален - третий в мировой табели о рангах богачей за 2003 год.
- Майкл Делл проучился год на биологическом факультете (ну очень полезное образование для основателя компьютерной компании:-), весьма сложные отношения с традицоинным образованием были и у второго по богатству человека планеты - суперинвестора Уорена Бафета.
- Два друга, два Стива, которые не имели не только заслуживающих доверия технических дипломов, но даже свидетельств об окончании среднего образования.
Ну и навскидку еще тех, кто не имели образования: Майкл Фарадей, Тед Тернер, Стивен Спилберг, Гарри Трумэн, Бенджамин Франклин, Авраам Линкольн, Ларри Эллисон.

Прежде чем ответить на вопрос "Как им это удавалось", давайте вначале посмотрим:

Чему учит тупой американский боевик...
...и чему учит умная школьная училка

Американский боевик это "хороший парень", который:
  • Стреляет раньше чем думает.
  • За ним море крови и горы трупов.
  • В какой бы заднице ни оказался "хороший парень", он обязательно находит совершенно фантастический выход.
Добропорядочные граждане воспитанные умными училками сразу кричат: насилие захлестнуло, кто позволяет заполнять экран жестокостью! А, действительно кто?

Каждый волен сам себе устанавливать рамки добра и зла. Мы здесь, сошлемся лишь на Крала Юнга, и кому очень невтерпеж возразить - пусть полемизируют с Юнгом в научных журналах, цитата, конечно, вырвана из контекста и приведена лишь как затравка для желающих обратиться к первоисточнику:

цитата: "...мы должны иметь возможность в определенных обстоятельствах уклониться от того, что известно как добро, и делать то, что считают злом, если таков наш этический выбор. Короче, мы не должны идти на поводу у противоположностей. В таких случаях немалую услугу может оказать известный в индийской философии принцип neti-neti, когда моральный кодекс неизбежно снимается и этический выбор предоставляется индивидууму. Сама по себе эта идея стара как мир, еще в допсихологические времена ее называли "конфликтом долга", или "конфликтом чести".

Но, как обычно, человек неспособен осознать эту возможность выбора, поэтому он все время с робостью оглядывается вокруг пытаясь найти какие-либо внешние, общепринятые законы и установления, на которые он в его неуверенности мог бы опереться. Несмотря на вполне понятные человеческие слабости, основная вина за это ложится на систему образования, которая привыкла стричь всех под одну гребенку, игнорируя личность и ее индивидуальный опыт. Таким образом идеализм превращается в своего рода догму, когда люди по должности исповедуют то, чего не знают, чего им не достичь, склоняются перед некими нормами, которые не исполняются и никогда не будут исполнены. И такое положение всех устраивает!" - конец цитаты (Карл Густав Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления).

- Подчеркнем, что Юнг не только не снимает моральной отвественности при совершении выбора, но значительно повышает, следует понять это.

Многие знают следующие строки Омара Хайяама:
Пить можно - нужно знать:
Где, сколько, когда и с кем.
Так вот, там, где жил Хайям и в то время, когда он жил, за глоток алкоголя отрубали голову (по другим источникам четвертовали или сажали на кол). А Хайяму не только не отрубили, но в иные годы он занимал важные государственные посты, по современному что-то вроде государственного советника. То есть, суровые восточные владыки понимали, о чем на самом деле говорит Хайям. Великий поэт писал: «Я спрятал свою истину за семью печатями и сорока замками, чтобы злое стадо людей не использовало эту истину во имя зла». На самом деле рубайи Хайяма - шифрорванные суфийские послания.

Как иллюстрация к сказанному - типичный сюжет для голливудского боевика: мальчик послал в нокаут здоровенного мужика залепив ему в лоб камнем (стрелял он из пращи, и, как видим, не хуже голливудских "хороших парней"), и пока тот отлеживался, подошел и его же мечом отрубил лежащему голову - сюжет взят из Библии, это история победы Давида над Голиафом. Вообще, говоря, эта библейсая притча может быть развернута в хорошую книгу и служить учебным материалом по достижению успеха и мы как-нибудь вернемся к ней.

Сравнивать рубайи Хайяма в которых четыре строчки и страницы смысла с американским боевиком, который идет почти два часа, не совсем корректно, но все-таки, и здесь есть, похоже, вещи которые надо расшифровывать для особо одаренных детей. Тупые дети понимают это сразу и непосредственно, у них нет мозгов чтобы над этим думать, так вот что скажем умным.

Он стреляет раньше чем думает

- Он тупой, думают умные: где сомнения, где терзания, где поза роденовского мыслителя, наконец.
Чему учит тупой боевик:
- Пока другие еще только тянутся за калькулятором, справочником, библией, наконец, - он уже решил проблему, вот что это значит. В реальной жизни при возникновении реальных проблем вы не найдете готовых решений, поэтому бесполезно искать шаблоны - их попросту может не оказаться и ответ на вопрос "что делать?" здесь должна дать ответ интуиция.

За ним море крови и горы трупов

- Он не будет играть по чужим правилам - он устанавливает свои. Давид мог как и другие соображать: как я такой маленький могу победить такого гиганта. Вместо этого он просто решил установить другие правила поединка, да еще и не сообщать об этом противнику. Он взял также и ответственность морально-этического выбора на себя, кстати, не особо об этом задумываясь: все это в нем уже было заложено и здесь только проявилось.

В какой бы заднице ни оказался "хороший парень", он обязательно находит совершенно фантастический выход

Пока другие слушали устрашающие речи Голиафа, Давид, как говорит Библия, вместо этого расспрашивал какая награда положена победителю и думал только о том, что это его шанс, может мизерный, но такого у него в жизни больше может не представиться, он не озадачивался тем, что может ему помешать, он только искал что может привести к успеху.

Короче, тупой боевик учит рассчитывать в этой жизни на себя, понимать, что рассчитывать следует только на себя, только ты сам являешься источником всех побед и причиной всех поражений. Не существует вокруг никаких непреодолимых препятствий, кроме тех, которые рождаются в твоей голове и объективно не существуют до тех пор, пока ты веришь в это.

Чему же учит школа? Вы знаете как дрессируют блох? - Они садят их в банку и закрывают банку крышкой. Блохи прыгают, бьются о крышку и потом начинают соображать: чего это мы бошки бьем, не надо так высоко прыгать и они начинают прыгать ровно на столько, чтобы не стукаться головой. Теперь если снять крышку с банки, блохи будут прыгать на ту высоту, на которой была крышка и не смогут покинуть банку. Бесполезно им говорить: нет препятствий, вы летать можете!

- Это типичная модель образования: поставить все в рамки и приучить чтобы не выпрыгивали. Да и чему может научить типичный преподаватель или учитель — это замученное жизнью существо, неспособное чему бы то ни было научить, потому что он сам ничего, кроме чтения лекций, делать не умеет. Как может научить делать деньги тот, кто ездит на работу на трамвае.

Как им это удавалось?!

Весь мир потешался над Джорджем Бушем, который во время предвыборной кампании не мог сказать где находится Югославия или Афганистан. Ах, какой тупой, какой не образованный!

Аналогичному тестированию подвергли Генри Форда, у которого было всего семь классов образования и он подал в суд, когда его публично обозвали невежественным. Он вот как ответил: "Я не знаю ответов, потому что не считаю нужным забивать голову всеми теми сведениями, о которых вы меня спрашиваете. Для этого я нанимаю молодых людей из ваших университетов, которые знают все ответы. А моя работа состоит не в том, чтобы запоминать информацию, которую вы считаете признаком ума. Моя задача состоит в том, чтобы сохранять голову свободной и ясной - чтобы я мог мыслить."

Зато, когда встал вопрос о создании мощного восьмицилиндровго двигателя, Форд сказал: "Сделать в одном блоке!" Инженеры ответили, что это невозможно, на что Форд сказал: "В любом случае сделайте". Инженеры настаивали, тогда Форд сказал: "Работайте пока не сделаете." Прошел год в поисках решения и и вновь разработчики заявили, что это невозможно сделать, на что Форд сказал: "Я этого хочу. Значит, это будет!" И, в один прекрасный день, родился двигатель марки V-8!

Кстати, огромное влияние на становление Генри Форда как личности оказал Томас Эдисон, вот что он сказал по поводу другого своего компаньона, когда тот впервые появился на его пороге: "Он выглядел обыкновенным бродягой, но выражение его лица не оставляло ни капли сомнения: такой сделает все, что задумал. Годы общения с людьми научили меня - если человек жаждет чего-нибудь так сильно, что готов поставить на карту все свое будущее, то он несомненно победит судьбу. Я предоставил ему такую возможность, поскольку видел: он уже приучил сознание к тому, что достигнет цели. Время показало, что я не ошибся."
- Спрашивал Эдисон у Барнета аттестат зрелости или диплом колледжа? Нет, не спрашивал. Что было важно для Эдисона? А то, чтобы человек, который претендует на что-то в жизни, приучил свое сознание к тому, что он достигнет успеха.
Чему научил Эдисон Генри Форда такому, чему не учат в школе?
- Правильно: умению чего-то захотеть, приучить сознание к тому, что всегда достигнешь, того чего страстно хочешь и умению настойчиво этого добиваться.

Но почему же умники оказываются где-то в низу? Да как раз потому, что то, что им известно, известно всем и этим путного ничего не добьешься.

Вот сюжет из новейшей истории: Майк Делл пока учился год на биофаке организовал компанию, всего через несколько лет ее оборот составлял более полумиллиарда долларов и компания вдруг стала саморазрушаться. Делл, по примеру Форда, пригласил умных (сам-то он был дурак и неуч, не забываем) пожилых людей (Форд был пожилым и приглашал молодых людей, а Майк был сам возраста выпускника колледжа и, скорей всего приглашал тех, кто были постарше) и компания заработала, сейчас это третья в мире фирма по выпуску компьютеров. Что мы здесь видим: умные выпускники знают типичные приемы, которые помогают управлять компанией, а такие как Майк ни фига не знают, кроме того, как сделать такую компанию и умных нанять работать на себя.

Университетами Стива Джобса были разве что религиозные секты в Индии и вольный дух протеста, витавший над улицами где он жил. Его "уговаривали" великие гуру Силиконовой долины - докторские стипендиаты и магнаты бизнеса и вопреки их мнению и противодействию он сумел создать новый рынок для новой категории продуктов. Символично, что в историю вошел рекламный ролик, который заказал Стив Джобс - они бросают вызов Большому Брату. Так и было - Стив Джобс современный Давид сразивший Голиафа, "хороший парень" сошедший с голливудского экрана прямо в жизнь и, по гамбургскому счету сделавший в реальной жизни такое, что не рискнул бы снять ни один спилберг ни в одном фильме, потому что этому никто бы не поверил.

Самое парашивое в школьном образовании это то, что наказывают за ошибки. Тот, кто хочет добиться успеха должен относиться к ошибкам как к необходимым элементам постижения, от успеха нас всех отделяет количество ошибок, чем больше мы их совершим, тем ближе к успеху.

Ну а чем же может помешать усвоение знаний?! Да тем, что в подсознание вгоняется "аксиома", что все жизненные проблемы могут быть решены если опираться на известные знания.

В заключение высказывание человека, который вопреки школе научился добиваться своих а не чужих целей:

Буквально в выходные пересматривала свои два-три любимых фильма. Под конец смотрела "Побег из Шоушенка" (по книге Стивена Кинга). Незнаю какое количество раз я его уже смотрела....

НО только в воскресенье заметила фразу главного героя. Когда им уже проделана огромная работа и остается сделать последний шаг к цели. Он говорит.

"Ну, чтож. Ты прав я здесь, а моя мечта там... Выбор один: или занимайся жизнью или занимайся смертью"

До меня дошло, что это перефразировка Шекспира: "Быть или не быть"

Насколько в наших школах прекрасная работа по расчленению произведений на кусочки и вытягивания каких-то истин, что просто все что я читала впервые в школе вызывало одну реакцию - отторжения.

Спасибо фильму за превращение пустой заезженной фразы в истину: оказывается, это так близко мне - "быть или не быть"

Еще раз осознала, почему Шекспир живет уже несколько веков:))


Может ли школьная училка передать смысл фразы "быть или не быть", если сама ни разу в жизни не делала подобного выбора, если все невзгоды видит не в собственном выборе, который и собственным-то назвать сложно: он был принят под обаянием пресловутого "здравого смысла" и с тех пор ждет изменений к лучшему от других - от правительства, начальства, кого угодно только не от себя. И если "проходят" в школе "Песню о Буревестнике", то ставит двойки за "кульминацию", метафору, гиперболу и никогда не скажет, что Пингвин прячет тело жирное не только в утесах, но целая колония обосновалась совсем невдалеке - в учительской. Что может сказать реального о "Песне о Соколе" тот, кто ни разу не пытался взмыть в небо? Ну не может Устрица выучить на Орла.

© Copyright 2004 - 2009 "Работа и бизнес идеи: Ваш заработок и Ваши деньги - Интернет!".
Все авторские права защищены законом. Использование материалов можно ТОЛЬКО с использованием ссылки на сайт.

Business Key Top Sites Яндекс.Метрика